Вход Выход Четверг, 14.11.2019, 13:47

МКОУ Ново-Озернинская ООШ Кытмановского района Алтайского края реорганизовано путём присоединения к МБОУ Кытмановская СОШ№1.


             

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Программа внеурочной деятельности «Почемучки» Направление внеурочной деятельности: проектная деятел

               Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

                 Ново-Озернинская основная общеобразовательная школа



 

 ПРИНЯТО                                                                                                                         УТВЕРЖДАЮ

Руководитель МО                                                                     Директор

_______С.Н.Федорова                                                              ________Р.Н.Ромнова

Протокол № 7 от 30.05.2013                                                   Приказ № 22 от 30.05.2013

                       Программа внеурочной деятельности  «Почемучки»

                                      Направление внеурочной деятельности:

проектная деятельность

                                 МКОУ Ново-Озернинская ООШ

                                                          на 2013-2014 учебный год

                                              (1-3класс)
 

                                                                                   Составитель:

                                                                                    учитель биологии Пикалева

                                               с. Новоозерное

                                                        2013г            

                                 Пояснительная записка
 

Нормативно-правовой и документальной базой программы  внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
  • Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);



 

Задачу воспитания гражданина нельзя решать успешно без приобщения подрастающего поколения к духовному богатству своего народа, его культуре. Реализация идеи духовного и творческого развития личности требует пересмотра не только содержательной, но и методической стороны внеурочной деятельности. Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  • развивали бы не просто умения и навыки, а компетенции: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • были  нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  • реализовали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода  положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически и теоретически значимой проблемы. Метод проектов - один из  методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Данный метод способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе.

В проектной деятельности младших школьников выделяют следующие этапы, соответствующие структуре ученой деятельности:

1. мотивационный (учитель заявляет общий смысл, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);

2. планирующий - подготовительным (определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя,  позднее, с нарастанием ученической самостоятельности);

3. информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

4. рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

      Проект «Почемучка» позволяет сформировать у учащихся представление о цикличности смены времён года, зависимости человека от природных явлений. Программа  предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

      Программа состоит из 4 проектов, которые соответствуют 4 временам года: осень, зима, весна, лето. При реализации проекта  ребёнок знакомится  с творчеством поэтов, художников, музыкантов, развивает собственные индивидуальные способности учащиеся при поиске информации активно сотрудничают с родителями, старшими братьями и сестрами, вовлекая их в работу. Теоретические вопросы сочетаются с проведением практических заданий и экскурсий.

Цель:

Познание окружающего мира методом творческой и исследовательской работы.

Задачи:

- организация работы над проектом по алгоритму:

1 этап -  разработка  замысла проекта и план работы.

2 этап - выполнение проекта в соответствии с замыслом.

3  этап - защита проекта.

4 этап - подведение итогов, рефлексия.

Оформление работ, результаты проектов и их защита происходит на конкурсах; праздниках; выставках.

Учащиеся должны уметь:

  • находить источники информации;
  • извлекать информацию, относящуюся к теме;
  • планировать работу над проектами;
  • сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;
  • доводить начатое дело до конца.



 

Занятия проводятся 1 раз в неделю ( 1 час), всего 34 часа. Расписание  занятий по линейному типу.



 

Виды деятельности:

-работа с различными дополнительными источниками информации ( энциклопедии, научно-популярные журналы, школьные учебники ,интернет  и т.д.)

- практическая работа:  изготовление поделок, панно, картин, оформление рисованых фильмов,  разучивание песен, игр и т.д.

- проведение презентаций, концертов, праздников, выставок, конкурсов стихов, рисунков.

                          Предполагаемые результаты реализации программы



 

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об материальности окружающего мира, этике и эстетике повседневной жизни человека; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
  2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
  3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.



 

                                                                                Содержание

Проект 1. «Осенний листопад»- 9 часов

Поисковая деятельность - осенние приметы

Теоретические вопросы: знакомство с творчеством художников, поэтов, писателей, чтение произведений.

Практические работы: изготовление пакетиков для семян, выполнение флористической картины, сбор природного материала, проведение занятия по ИЗО, конкурс чтецов, проведение праздника по теме проекта;

Проведение экскурсии- 2 ч

Завершение проекта – праздник.

 Проект 2.         « Зимушка-зима»- 10 часов

Поисковая деятельность: «Почемучкины вопросы»

Теоретические вопросы: знакомство с творчеством поэтов, художников, музыкантов

Практические работы: изготовление украшений для новогоднего праздника, снежинок, коллективной работы «Русская зима», разучивание песен, колядок, народных игр

Проведение экскурии-2 ч

Завершение проекта – праздник.

Использование краеведческого материала при подготовке занятий

Проект 3 «Весенний перезвон»- 11 часов

Поисковая деятельность: театры и виды кукол

Теоретические вопросы

Практические работы: изготовление декораций, кукол для кукольного театра, рисование по представлению, отработка движений, работа над выразительностью речи

Посещение театра, просмотр спектакля

Завершение проекта – кукольный спектакль



 

Проект 4.   Лето красное, здравствуй! - 4 часа

Поисковая деятельность: «почемучкины вопросы»

Теоретические вопросы: знакомство с творчеством писателей - натуралистов, местных поэтов.

Практические работы: рисование иллюстраций к стихам местных поэтов, изготовление книжки – малышки, книжки - раскладушки.

Экскурсия -1 час

Завершение проекта – изготовление книжки – малышки, книжки - раскладушки



 



 



 



 



 

Тематическое планирование



 

Тема занятия

Содержание занятия

Дата

Проведения



 

Проект 1. «Осенний листопад»



 

1

«Вот и осень подоспела»

Изготовление пакетиков для сбора семян в технике оригами.

Экскурсия в лес, сбор природного материала  для работы.



 



 

2

«Осенние приметы»

«У природы нет плохой погоды»

Сбор информации, работа с дополнительной литературой

Игры « Когда на улице дождь»



 

3

«Есть в осени первоначальной»

Знакомство с литературными произведениями об осени

Конкурс чтецов



 

4

«Осенние песни»

Прослушивание музыкальных композиций.  Разучивание песен на осеннюю тематику



 

5

«Вот мы взяли краски в руки»

Творчество художников  «Осенние мотивы»

Занятие по ИЗО: «Рисую осень»



 

6

«Как хлеб в наш дом пришёл»

Чтение рассказа К. Ушинского. «Экскурсия в пекарню»



 

7

 « Не от скуки – на все руки»

Работа в паре. Оформление флористической картины «Осень»

- Правила работы  с природным материалом

- выбор сюжета

- оформление основы



 



 

8



 

 « Не от скуки – на все руки»

Работа в паре. Оформление флористической картины «Осень»

- оформление деталей картины,  выставка работ по теме «Осень»



 



 

9

Праздник  « У тебя мы, осень, спросим…»

Подготовка к празднику.

Оформление выставки, разучивание песен, стихов.



 

Проект 2         « Зимушка-зима»

10

«Под небом голубым»

Зимняя экскурсия, игры  на свежем воздухе



 

11

«Почемучкины вопросы»

Поиск информации  «Почему зимой идёт снег, а летом дождь?»

«Почему снежинки имеют разную форму»

«Почему звери линяют, а птицы улетают?»

«Кто спит зимой» и т. д.



 

12

«Снежные кружева»

Вырезание снежинок из бумаги

Изготовление украшений для новогоднего праздника



 

13

«Белые краски зимы»

Знакомство с творчеством художников, поэтов, музыкантов

Занятие по ИЗО «Зима»



 

14

«Игры наших бабушек»

Разучивание игр

«Два Деда Мороза», Игра «Белки, волки, лисы»,  «Метко в цель».



 

15

 «Зимние праздники  на Руси»

Разучивание колядок.

Встреча со старожилами села.



 

16

«Зимний вечерок»

Знакомство с ремёслами

Мастер- класс по работе с берестой.



 

17

Завершение проекта

 « Не от скуки – на все руки»

Оформление коллективной работы» «рисованное кино», «Русская зима»

- выбор темы;

-изготовление шаблона;

-рисование сюжетов.



 



 

18

Завершение проекта

«Не от скуки – на все руки»



 

Оформление коллективной работы «рисованное кино» «Русская зима»



 

19

Праздник « В гостях у тётушки Зимы»



 



 



 

Проект 3 «Весенний перезвон»

20



 

Театр.

Какие бывают куклы?

Работа с дополнительными источниками информации

Просмотр презентации.



 

21

Выразительные средства

Знакомство со сказкой «Снегурочка», слушание музыки, просмотр иллюстраций, рисование по представлению



 

22-23

Подготовка кукольного спектакля

Изготовление персонажей для кукольного театра



 

24-25

Подготовка кукольного спектакля

Изготовление декораций для кукольного театра



 

26-28

Подготовка кукольного спектакля

Разучивание ролей. Отработка движений куклы.



 

29

Подготовка кукольного спектакля

Работа над дыханием, выразительностью речи.



 

30

День театра

Спектакль «Снегурочка»



 



 



 

Проект 4  «Лето красное,  здравствуй»

31

 Экскурсия на реку Чумыш.

Наблюдение за птицами, насекомыми, сезонными изменениями в природе



 

32

«Почемучкины вопросы»

 Знакомство с творчеством Е Чарушина, М. Пришвина, В. Бианки.

Работа с дополнительными источниками информации, ответы на вопросы:

Какие птицы перелётные?

У кого дом лучше, хвост длиннее, самые чуткие уши, длинный язык  и т.д.



 

33

«Пробую перо»

Знакомство с творчеством местных поэтов;

Рисование  иллюстраций к стихам.

Игра «Сочини рифму»



 

34

«Не от скуки на все руки»

Изготовление книжки – малышки, книжки – раскладушки.



 



 



 



 

                                     



 

                                              Рекомендуемая литература



 

  1.Агапова И.М., Давыдова М.А. Лучшие модели оригами для детей.- М.,

     «Рипол.  Классик дом. XXI век», 2007г.

              2.Л.П. Васильева –Гангунус «Уроки занимательного труда»

         3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический

           конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М:

         Просвещение, 2010.

              4. Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. М. Знание, 1987.

5.Спортивные игры. / Под редакцией Ю.И. Портных. М. Ф и С, 1975.

6.Журнал «Юный художник»



 

Оборудование: - Интерактивная доска;

                          - ноутбук;

                          - компьютер с доступом в интернет;

                          - музыкальный центр.



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 

Категория: Мои статьи | Добавил: Batman (01.04.2014)
Просмотров: 1214 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: