Вход Выход Четверг, 14.11.2019, 13:45

МКОУ Ново-Озернинская ООШ Кытмановского района Алтайского края реорганизовано путём присоединения к МБОУ Кытмановская СОШ№1.


             

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Программа внеурочной деятельности МКОУ Ново-Озернинская ООШ Подвижные игры (1-

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ново-Озернинская основная общеобразовательная школа


 

ПРИНЯТО                                                                        УТВЕРЖДАЮ

Руководитель МО                                                  Директор

_______С.Н.Федорова                                        ________Р.Н.Ромнова

Протокол № 7 от 30.05.2013                             Приказ № 22 от 30.05.2013


 


 


 


 


 

Программа внеурочной деятельности

МКОУ Ново-Озернинская ООШ

Подвижные игры

                                                        (1-3 класс)

                                           на 2013-2014 учебный год


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

                                                              Составитель:

                                                                      учитель физической культуры

                             Л.Н.Ковалева


 


 


 


 


 


 


 


 


 

                                                             


 

                                                          

                                                       2013 год

                               Программа курса «Подвижные игры»

Пояснительная записка

Нормативно-правовой и документальной базой программы  внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
  • Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);


 

      Ввиду малой наполняемости классов (  6 человек в 1-2 классе)  учащиеся объединены в один класс-комплект для занятий внеурочной деятельностью.

      Малоподвижный образ жизни школьников отрицательно сказывается на их здоровье, умственном, физическом и психологическом развитии. Подвижные игры в рамках внеклассной работы в значительной степени восполняют недостаток движения, а также помогают предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы.

Подвижные игры вырабатывают у детей характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивают лидерские качества. Групповые учат сплоченности, товариществу, взаимовыручке. Игровой процесс включает в себя и постоянное общение со сверстниками, а значит, создаются благоприятные условия для успешной социальной адаптации формирующейся личности в будущем.

Подвижные игры очень увлекательны и разнообразны по содержанию. Если надоедает одна игра, всегда на выбор есть еще множество других. По содержанию все народные игры доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», и т. д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.). Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости, находчивости.

Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Народные игры призваны донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. В современном мире повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относятся и народные игры. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Есть игры, которые воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору» и их различные варианты.

С историческим наследием русского народа знакомят игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Это народные игры: «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», а также различные их варианты.

С большим интересом школьники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий. К этим играм относятся: «Бабки», «Городки», «Горелки», «Городок-бегунок», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Игровая», «Кто дальше», «Ловишка», «Лапта», и др.

Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр, которые отражают стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. Здесь применяются игры: «Единоборство» (в различных положениях, с различным инвентарем), «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Борющаяся цепь», «Цепи кованы», «Перетягивание каната», «Перетягивание прыжками», «Вытолкни за круг». «Защита укрепления», «Сильный бросок», «Каждый против каждого», «Бои на бревне» и их различные варианты. Эти игры подразумевают знакомство детей с историей возникновения каждой из игр.

Есть игры, которые воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору» и их различные варианты.


 

Цель: формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

         Задачи:

  • научить детей играть активно и самостоятельно;
  • вырабатывать умение в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу;
  • способствовать воспитанию  нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Программа рассчитана на учащихся 1- ых классов. 2 часа в неделю, 66 часов в год, для 2-4 классов- 68 часов

Универсальные компетенции:

  • умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
  • умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностные результаты:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметные результататы:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении  заданий, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
  • технически правильно использовать  двигательные действия из базовых видов спорта в игровой и соревновательной деятельности.

Предметные результаты

  • планировать занятия спортивными играми в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
  • излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  • бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
  • организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью;
  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
  • подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
  • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
  • выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.


 


 

Учебно-тематический план

п/п

Содержание

Общее количество

часов

1.

Общие подвижные символические игры.   

 «Бабки»,  «Борящаяся цепь», «Редька», «Бес соли соль», «Серый волк»,  «Платок», «Пирожок».

5

2.

Игры для формирования правильной осанки.

 «Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадки».

1

3.

Игры со скакалками

  «Найди жгут»,  «Скакалочка», «Люлька», «Удочка».

3

4.

Игры с бегом

    «Дорожки», «Караси и щука», «Змейка», «Пятнашки обыкновенные», «Салка»,  «Городок- бегунок».

3

5.

Игры с прыжками

   «Кто дальше», «Перетягивание прыжками», «Попрыгунчики», «Воробушки и   кот», «Болото».

3

6.

Игры с метанием, передачей и ловлей мяча

«Охотники и утки», «Сильный бросок», «Мячик кверху», «Свечки», «Лови мяч»,   «Колодка», «Зевака».

5

7.

Игры лазанием и перелезанием

«Распутай верёвочку», «Защита укрепления», «Кошки - мышки», «Цепи  кованы».

3

8.

Игры для развития внимания

   «Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка», «Заря», «Корзинки».

3

9.

Общеразвивающие игры

   «Ворота», «Встречный бой», «Во поле берёза», «Вытолкни за круг», «Казаки и  разбойники», «Перетягивание каната», «Камешек».

5

10.

Игры с разными предметами

«Домики», «Городки», «Лапта», «Единоборство», «Бирюльки».

3

11.

Игры с камешками, шариками и палками    «Двенадцать  палочек», «Достань камешек», «Коршун», «Кольцо», «Рулетка».

3

12.

Хороводные игры  

  «Ясное золото», «Плетень», «Просо сеяли»,  «Жених ищет невесту»,  «Луг - лужочек», «Заинька», «Ручеёк».

3

13.

Игры в помещении

   «Дедушка – рожок», «Море волнуется», «Игровая», «Коза»,  «Колечко», «Все в   кружок», «Слепой козёл».

6

14.

Игры в фанты 

  «Работа и забава», «Птичник», «Тяни - пускай», «Голуби».

3

15.

Игры- шутки   

 «Кольцо», «Чур», «Орехи», «Барабанщик», «Черепаха».

3

16.

Сюжетные игры  

  «Два Мороза», «Гуси-Лебеди», «Волк во рву», «У медведя во бору», «Зайцы в   огороде», «Кошки-мышки», «Пчёлки и ласточки».

6

17.

Загадки, шарады, каламбуры

      «Да и нет», «Отвечай, не говоря!», «Царёк», «Обмен именами», «Чепуха», «Мимика», «Почему и потому», «Отгадай слово», «Искатель цветов».

3

18.

Праздник «Мир народных игр» 

  Игры к различным народным праздникам: «Проводы берёзы», «Бой крашенками», «Шапочники», «Коробейники», «Сказочница», Гусиное перо»,  «Подвижки льда».

7

Итого часов:

68


 


 

Ожидаемые результаты:


 

Личностные УУД:

- иметь представление об историческом наследии русского народа и русских  народных играх;

- ценить и уважать  традиции русских народных праздников,

 историю возникновения русских народных игр;

- быть готовым к самостоятельному выполнению упражнений для оздоровления;

-формировать привычку ведения здорового образа жизни.

Коммуникативные УУД:


 

- уметь общаться и взаимодействовать в игровой деятельности;

- соблюдать нормы культуры общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;

- уметь выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

- знать правила поведения во время игры.

Регулятивные УУД:

Организовывать и проводить подвижные игры, эстафеты и праздники;

Познавательные УУД:

-знать основные факторы, влияющие на здоровье человека;

-основы правильного питания;

  • выполнять упражнения в  игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);
  • проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;
  • владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;
  • применять игровые навыки в жизненных ситуациях.

Методическое обеспечение и технологии программы:

Теоретический материал программы лучше давать темами, сообщение знаний организовывать в форме бесед (групповых или индивидуальных) до, после или в процессе выполнения двигательной деятельности.

Практические упражнения объединяются в комплексы, которые периодически изменяются, обновляются; широко применяются упражнения с использованием различных предметов и снарядов.

Занятия проводятся интегрировано. При проведении занятий должны быть учтены особенности организма учащихся, его пониженные функциональные возможности, также то, что в группе могут быть ученики с различным диагнозом. Поэтому индивидуальный подход должен быть одним из основных принципов организации занятий.

Педагогические возможности преподавания содержания программы «Русские народные игры» будут эффективны, так как учащиеся учатся оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов природы. А это первый шаг к формированию привычек ведения здорового образа жизни.

Основная функция этой программы - воспитание национального самосознания. Русские народные игры, входящие в первый компонент, поделены на разделы, по характеристикам игр. Здесь есть игры, отражающие отношение человека к природе, ведь народ всегда трепетно относился к природе, берёг её, прославлял. Есть игры, которые воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору» и их различные варианты.

С историческим наследием русского народа знакомят игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Это народные игры: «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», а также различные их варианты.

С большим интересом школьники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий. К этим играм относятся: «Бабки», «Городки», «Горелки», «Городок-бегунок», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Игровая», «Кто дальше», «Ловишка», «Лапта», и др.

Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр, которые отражают стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. Здесь применяются игры: «Единоборство» (в различных положениях, с различным инвентарем), «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Борющаяся цепь», «Цепи кованы», «Перетягивание каната», «Перетягивание прыжками», «Вытолкни за круг». «Защита укрепления», «Сильный бросок», «Каждый против каждого», «Бои на бревне» и их различные варианты. Эти игры подразумевают знакомство детей с историей возникновения каждой из игр.

Таким образом, при моделировании обновленной парадигмы педагогической классификации русских народных игр выявляется компонент, направленный на духовное совершенствование личности учащегося начальной школы, расширение его историко-культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания.

Материально- техническое обеспечение программы:

 Маты, теннисные мячи, набор кубиков, гимнастические обручи, гимнастические палки, мячи, скакалки, 30 камешков одного размера (галька), 2 декоративные удочки, 14 флажков, набор «Городки».


 

Распределение часов на разделы условно, т.к. в большинстве занятий предусмотрено содержание теоретического и практического материала, упражнения, комплексы упражнений, игры различных разделов в одном занятии.

Литература:

- Богданов Г.П., Утенов О.У. Система внеурочных занятий со школьниками  оздоровительной физической культурой, спортом и туризмом, 1993.

- Богданов В.П. Будьте здоровы: Оздоровительная физическая культура, спорт и  туризм в кружковой работе с молодежью и взрослыми: методическое пособие, 1990.

- Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту, 1985.

- Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 1991.

- Литвинова М.Ф. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/ 1986.

- Панкеев И. Русские народные игры.- Москва, 1998.

- Шмаков С. Нетрадиционные праздники в школе.- /Новая школа/, Москва,  1997.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Категория: Мои статьи | Добавил: Batman (01.04.2014)
Просмотров: 148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: