Вход Выход Воскресенье, 17.11.2019, 21:15

МКОУ Ново-Озернинская ООШ Кытмановского района Алтайского края реорганизовано путём присоединения к МБОУ Кытмановская СОШ№1.


             

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Программа работы со способными и одарёнными детьми
МОУ «Ново-Озернинская ООШ»
Программа работы со способными и одарёнными детьми
Поддержка одаренных детей и учащихся

2010-2014


Актуальность разработки Программы:
Модернизация российской системы образовании, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях компетентного подхода научно-технический прогресс и быстро меняющиеся условия общественной жизни. Предъявляемые человеку новые требования, выполнить которые, под силу только творческой, способной гибко реагировать на смену обстоятельств, личности обусловило необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
В основе программы Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой. Основные парадигмы развития одаренности:
1. Все дети одарены от природы.
2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
«Программа работы со способными и одарёнными детьми» составлена на основе рекомендаций Министерства образования и рабочих программ учебных образовательных учреждений.

Поддержка одаренных детей и учащихся
Поддержка одаренных детей и учащихся имеет целью обеспечение оптимальных условий их обучения и развития.
Задачи работы по созданию этих условий следующие:
- выявление конкретных трудностей, с которыми сталкивается одаренный ребенок;
- разработка эффективных форм помощи одаренным детям;
- оказание социальной помощи одаренным детям (обучение в кружках, летних лагерях, дистанционное обучение учащихся в АКДЭЦ);
- использование стимулирующих факторов для одаренных детей (на уровне ОУ по проекту «Чековая книжка»).
В нашем образовательном учреждении ведётся определённая работа по обновлению содержании образования, форм методов и приемов организации образовательного процесса с учётом современных требований. Решаются задачи развития творческих способностей и интеллекта учащихся. Осуществляется предпрофильная подготовка по отдельным предметам, в рамках организации элективных курсов. Формируется нравственный и гражданский облик выпускника.
Учащиеся имеют определённые успехи в краевых и районных конкурсах, и спортивных соревнованиях.
Такая деятельность даёт положительный результат. Вместе с тем, деятельности школы по выявлению, подготовке и развитию одарённых детей имеются проблемы, а именно отсутствует система:
- психолого-педагогической диагностики одарённых детей;
- адресной поддержки учащихся и педагогов для развития способности и таланта;
- работы с семьями одарённых детей;
- взаимодействия с учреждениями дополнительного образования.
Приоритетные направления образовательного процесса в работе с одарёнными детьми:
Развитие у одаренных детей качественно высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих им ориентироваться в сложном мире социальных отношений;
Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
Утверждение здорового образа жизни школьника;
Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.
Идея программы: социальная и общественная поддержка способных и одарённых детей.
Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития способных и одарённых детей.
Задачи программы:
1. Разобрать систему психолого-педагогической диагностики одарённых детей в школе.
2. Создание максимального благоприятные условий для интеллектуального, морально-физического развития одарённых детей.
3. Продумать систему стимулирования творческой деятельности одарённых детей.
4. Обобщать опят работы педагогов с одарёнными детьми.
Сроки реализации:2010-2014 гг.

Концепция Программы
В научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отли¬чаются друг от друга прежде всего способностями к учению, т. е. одаренность, а также обучаемостью.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность класси¬фицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенно¬стью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способ¬ности, подавляющие интерес к чтению.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают пред¬приятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и неко¬торое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
• Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
• Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
• Не могут четко развести реальность и фантазию.
• Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несооб¬разности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
• Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.
• Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные стра¬хи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
• Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окру¬жающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему во¬круг них.
Обучаемость — это сложное образование, которое зависит от многих личностных качеств и способностей учащихся, и в первую очередь от интеллектуальных способностей (способность анали¬зировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять суще¬ственное, видеть учебные проблемы и решать их), а также от уров¬ня познавательного интереса и мотивации, целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, самоопределения, устойчи¬вости в достижении цели и др.
Обучаемость как интегральная индивидуальность личности одаренного ребенка предопределяет различный темп движения его в обучении, т.е. углубленную диф¬ференциацию, особенно по степени познавательной самостоятель¬ности. Из этого следует, что способности ученика определяются его темпом учения.
При этом деятельность педагогов предусматривает:
а) реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
б) создание системы развиваю¬щего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечи¬вающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся
г) внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармониза¬ции всех учебных дисциплин в системе базис¬ного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.
д) управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.
Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов струк¬турирования: идеи - содержание - обновление содержания обучения, ва¬риативность образовательных программ - определение индивиду¬альных образовательных траекторий - технологии - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность - по¬мощь семьи в образовании и воспитании детей.
Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообра¬зуясь с его «самостью» выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается глав¬ное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается че¬ловеку, которого обучают, воспитывают, развивают.
Педа¬гогическая система строится на четырех базовых идеях:
- на осознании самоценности каждого школьника как уникаль¬ной, неповторимой личности;
- на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребен¬ка, в том числе его творческих способностей;
- на приоритете внутренней свободы перед внешней как свобо¬ды, необходимой для творческого саморазвития;
- на понимании природы творческого саморазвития как интег¬ральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, са¬моорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствова¬ние и самореализация личности школьника.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
• принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
• принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Формы работы с одаренными учащимися
* творческие мастерские;
* кружки по интересам;
* занятия исследовательской деятельностью;
* дистанционное обучение учащихся в АКДЭЦ;
* конкурсное движение;
* участие в олимпиадах; соревнованиях,
* сотрудничество с другими школами;
* развитие творческих способностей через внеклассную работу;
* работа печатного органа газета «Школьный вестник»

Программа работы со способными и одарёнными детьми.
№ Мероприятие Сроки Ответственные
1 Продолжить внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление постоянно Зам.директора
2 Создание и пополнение базы данных одаренных детей школы. постоянно Классные рук.
3 Проведение семинаров-практикумов с учителями, педагогами дополнительного образования по вопросам выявления одаренных детей
4 Совершенствовать работу школьного печатного органа
- группы ответственных за выпуск газеты.
- создание системы работы
- Организация исследовательской деятельности
2010
2010-2012
постоянно
Завуч
Фёдорова
5 Участие школьников в районных, краевых, Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах постоянно Учителя-предметники
6 Организация школьных КТД с активным участием школьников постоянно Классные рук.
7 Издание сборников творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов в течение периода Завуч
8 Обобщение эффективного опыта работы учителей с одаренными детьми в течение периода завуч
9 Заключение договора о сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования;
2011-2012 директор
10 Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, благодаря которым учителя – предметники разрабатывают содержание индивидуальной программы обучения
 Выявление учащихся в 5-х-6-х классах, составление диагностической карты
 Отработка форм, методов, приёмов работы
создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми. постоянно

постоянно


классные руководители


Учителя –предметники




11 Организация и проведение экскурсий с целью повышения уровня интеллектуальной и эмоциональной сферы. постоянно администрация
школы
12 Организация и проведения КТД постоянно Классные рук.
13 Творчество во внеурочной деятельности постоянно Классные рук.
14 Организация проектной деятельности постоянно учителя-предметники

Источник: http://silnay.ucoz.ru
Категория: Мои статьи | Добавил: Batman (18.10.2011) E
Просмотров: 2902 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: