Вход Выход Четверг, 14.11.2019, 15:03

МКОУ Ново-Озернинская ООШ Кытмановского района Алтайского края реорганизовано путём присоединения к МБОУ Кытмановская СОШ№1.


             

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Программа по формированию жизнестойкости подростков

 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

 «Ново-Озернинская основная общеобразовательная школа»

 

Принято педагогическим советом                                          Утверждено                                                             

Протокол №7                                                                       директор школы

от 10.11.2014г                                                             _______ Р.Н.Ромнова

                                                                            Приказ № 15 от 10.11.2014г                                                   

 

 

Программа

по формированию

жизнестойкости подростков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 г

Содержание

 

  1. Пояснительная записка…
  2. Содержательное описание программы
  3. Перечень программных мероприятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

В данной программе формирование жизнестойкости личности рассматривается как перспективное направление первичной педагогической профилактики девиантного поведения.

Девиантное поведение формируется под воздействием внешних (семейное неблагополучие, микроконфликты, девиантное окружение…) и внутренних факторов (психологические характеристики личности, обуславливающие определенные реакции на внешние девиантогенные факторы). Разными людьми объективно одинаковая ситуация расценивается и переживается по-разному. Одни индивиды трудные жизненные обстоятельства воспринимают как некий барьер, преодолев который они развиваются. Другие же видят в нем крах мироздания. Следовательно, в формировании девиантного поведения главная роль принадлежит именно внутренним факторам. Таким образом, усилия педагогов, в первую очередь должны быть направлены на формирование личностных ресурсов, которые помогут сопротивляться стрессовым,  фрустрирующим обстоятельствам и вовлечению в социальную патологию.

Современное динамично развивающееся общество переживает серьезные социально-экономические, правовые, нравственные, духовные изменения, которые затрагивают различные сферы деятельности человека, в том числе и систему образования. Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного подростка, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с решением возникающих перед человеком трудных жизненных ситуаций. Эта проблема актуальна для школьников, так как создавшаяся социальная обстановка требует от них максимальной адаптации. Для некоторых трудные жизненные ситуации выступают в качестве повода суицидального поведения, другие же в подобных ситуациях проявляют свою жизнестойкость.

В отечественной психологии проблема трудных и экстремальных жизненных ситуаций разрабатывается многими учеными: это Н.В. Тарабарина, М. Ш. Магомед-Эминов, Н.Н. Пуховский, Ф.Е. Василюк, К. Муздыбаев, В. Лебедев, М.М. Решетников, Ц.П. Короленко, Ю.А.Александровский и другие.

Сегодня предпринимаются попытки целостного осмысления личностных характеристик, ответственных за успешную адаптацию и совладание с жизненными трудностями в работах Л.Н. Гумилева, А.Г. Маклакова,  понятие о личностном потенциале, разрабатываемое Д.А. Леонтьевым.

 В концепции жизнестойкости С. Мадди также рассматривается индивидуально-личностный, смысловой контекст саморегуляции. Жизнестойкость оказывается ключевой личностной переменной, опосредующей влияние стрессогенных факторов (в том числе хронических) на соматическое и душевное здоровье, а также на успешность деятельности. Жизнестойкость, считает Мадди, состоит из трех взаимосвязанных аттитюдов (или установок):

вовлеченности (включенности), контроля и вызова (принятия риска).

Вовлеченность − это важная характеристика в отношении себя, окружающего мира и характера взаимодействия между ними, которая дает силы и мотивирует человека к реализации, лидерству, здоровому образу мыслей и поведению. Она дает возможность чувствовать себя значимым и достаточно ценным, чтобы полностью включаться в решение жизненных задач, несмотря на наличие стрессогенных факторов и изменений.

Контроль представляет собой убежденность человека в том, что от его активных усилий будет зависеть результат происходящего. Противоположностью ему является ощущение собственной беспомощности и беззащитности. Субъект контроля действует, чувствуя себя способным господствовать над обстоятельствами и противостоять тяжелым моментам жизни. Когнитивно оценивая даже трагические события, такие люди снижают их значимость и уменьшают тем самым психотравмирующий эффект. Обобщающая позиция субъекта целостной жизни обуславливает восприятие им любого стрессового события не как удара судьбы, влияния неподконтрольных сил, а как естественное явление, как результат своего действия  или других людей. Субъет уверен, что любую трудную ситуацию можно так преобразовать, что она будет согласовываться с его жизненными планами, окажется в чем-то ему полезной.

Установка вызов (принятие риска) помогает человеку оставаться открытым окружающей среде и обществу. Она состоит в восприятии личностью событий жизни как вызова. Опасность воспринимается как сложная задача, знаменующая собой очередной поворот изменчивой жизни, побуждающая человека к непрерывному росту. Любое событие переживается в качестве стимула для развития собственных возможностей.

Если высок уровень включенности, то при стрессе возрастает потребность в контакте с другими людьми. Если высок уровень контроля, то велики старания влиять на события, а не страдать от беспомощности. Если высок уровень вызова, то велико стремление обучаться на своем положительном или негативном опыте, не ожидая легкой и комфортной жизни. Чем развитее жизнестойкость, тем больше вероятность, что человек будет адекватно воспринимать трудности, вместо их избегания и отрицания.

С точки зрения Мадди, существуют жизнестойкие люди («с высоким уровнем активации») и не-жизнестойкие (с низким уровнем активации»). Жизненная активность или пассивность формируется с детства на основе научения, воспитания. Жизнестойкость предполагает признание человеком своих реальных возможностей, принятие реальной собственной уязвимости. Жизнестойкость − это база, исходя из которой, перерабатываются стрессовые воздействия, это катализатор поведения, которой позволяет трансформировать негативные впечатления в новые возможности.

Таким образом, жизнестойкость является формируемой интегральной характеристикой, которая определяется оптимальной смысловой регуляцией личности, ее адекватной самооценкой, развитыми волевыми качествами, высоким уровнем социальной компетентности, развитыми коммуникативными умениями  и характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.

Анализ теоретических и методологических основ позволяет  сделать вывод о том, что жизнестойкость − тот фактор, внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, это то, что он может изменить и переосмыслить, то, что способствует поддержанию физического, психического и социального здоровья, установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах. Формирование жизнестойкости педагогическими средствами может снизить степень суицидального риска.

Все компоненты жизнестойкости вполне поддаются диагностике, формированию педагогическими методами и средствами. Педагогической наукой и практикой накоплено достаточное количество идей, способов и средств формирования и коррекции каждого из вышеперечисленных компонентов жизнестойкости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержательное описание программы

 

Целью данной программы является предупреждение девиантного поведения на основе формирования жизнестойкости учащихся.

Достижение этой цели ставит перед собой ряд взаимосвязанных задач:

- целенаправленное включение учащихся в различные виды деятельности,  требующие преодоления препятствий (спортивная, трудовая, игровая и др.) и развивающие волевые качества;

- работа с ценностно-смысловой сферой;

- формирование  адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих;
- развитие коммуникативных способностей;

- обучение способам релаксации, психической и физиологической саморегуляции;

- снижение конфликтности посредством проигрывания конфликтных ситуаций с последующим конструктивным решением;

- осознание  практического значения знаний, получаемых в процессе занятий.

Программа рассчитана на работу с учащимися 11-15 лет (5-9 классы) Срок реализации – 2 года, в ходе которого  последовательно осуществляются три этапа:

1 этап – подготовительно-диагностический, направлен на определение уровня развитости компонентов жизнестойкости учащихся; тест жизнестойкости. Результаты опроса, данные наблюдения, сведения о наличии в жизни учащегося девиантогенных обстоятельств  фиксируются в групповых - картах характеристиках. На этом же этапе осуществляется подготовка преподавательского коллектива к проведению профилактики девиантного поведения на основе формирования жизнестойкости. Диагностический этап завершается индивидуальным обсуждением результатов измерения жизнестойкости со школьником и его родителями.

2 этап – формирующий включает в себя различные воспитательные мероприятия, направленные на формирование и развитие компонентов жизнестойкости к которым относятся оптимальная смысловая регуляция личности, адекватная самооценка, развитые волевые качества, высокий уровень социальной компетентности, развитые коммуникативные способности и умения.

3 этап – оценка результатов посредством повторной диагностики компонентов жизнестойкости учащихся с помощью тех же самых методик, что и на первом этапе. Результаты опроса также фиксируются в групповых картах – характеристиках, что позволяет проследить динамику жизнестойкости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень программных мероприятий по формированию жизнестойкости подростков

 

Этапы реализации программы

Содержание деятельности

Методы, методики и формы деятельности

Прогнозируемые результаты, формы их представления.

 

Проведение беседы с родителями о программе формирования жизнестойкости детей

Родительское собрание

Предоставление родителям информации о формировании жизнестойкости и роли семьи и школы в воспитании данного качества.

Беседы со школьниками о жизнестойкости, как о качестве, необходимом для жизненного успеха.

Классные часы, индивидуальные собеседования

Стимулирование учащихся к осознанному саморазвитию компонентов жизнестойкости, осознание школьниками важности ее самовоспитания.

Проведение индивидуальной диагностики каждого школьника - участника программы

Предполагается использовать следующие психологические тесты: методика диагностики личностного развития детей подросткового возраста (Прихожан А.М.). диагностики социальной компетентности обучающихся (для родителей и классных руководителей) (Прихожан А.М.)

Заполнение групповых карт-характеристик, обсуждение со школьником результатов тестирования и постановка задач-саморазвития.

Формирующий этап

Классный час «Основные жизненные ценности»

Беседа

Используется информация об общественных и индивидуальных ценностях, соотношении ценностей с выбором своего жизненного пути

Осмысление представлений о смысле жизни, счастье, ценностях, жизненных планах

Классный час  по обсуждению готовности к трудным жизненным ситуациям

Беседа, тренинг.

Используется информация о механизмах возникновения и развития стресса, материалы для проведения антистресс-тренинга

(Каменюкин А.Г.,

2008)

Расширить представление о стрессе, путях его преодоления и предотвращения.

Классный час «Мои жизненные планы»

Беседа

Используется информация о способах постановки тактических и стратегических жизненных целей, их связи с ценностными ориентациями личности, техника жизненного анализа (Н.К.Васильева 1999)

Составляется жизненный план подростка, обсуждаются варианты действий при невыполнении плана, продумывается достижение поставленных целей различными способами, соотносимых с социальными ценностями.

Классный час «Умеете ли вы отдыхать?»

Беседа, тренинг

Используется информация о способах релаксации, релаксационный тренинг (Ш.Гавайн, 2005)

Снятие эмоционального напряжения, переутомления, предотвращение возможного стресса, восстановление нарушенных функций организма, повышение трудоспособности, мышечное расслабление,  успокоение, отвлечение  от тревожащих событий.

Классный час «Жизнестойкий человек и как им стать?»

Беседа

Используется подробная информация о компонентах жизнестойкости, способах их саморазвития

Стимулирование учащихся к осознанному саморазвитию компонентов жизнестойкости, осознание школьниками важности ее самовоспитания.

Классный час «В чем ценность жизни?»

Беседа

Используется информация о смысловых структурах личности

Обсуждение с подростками жизненных целей, ценностей и смыслов. Обсуждение жизненных ситуаций людей с разными жизненными смыслами, целями и ценностями.

Классный час «Как успешно преодолевать трудности?»

Тренинг

 

Используется информация о волевых качествах и их развитии, их обязательной нравственной направленности, примеры успешного преодоления трудностей

Стимулирование учащихся к развитию волевых качеств.

Основную информацию о примерах успешного преодоления трудностей подготавливают учащиеся.

Тренинг развития временной перспективы и способности к целеполаганию для старшеклассников

Используется информация о личностном развитии, самоопределении, обретении собственной идентичности материалы для проведения тренинга (И.В. Дубровина, 1998)

Возможность и необходимость самостоятельно определять цели своей жизни, освоение практически полезных навыков планирования

Тренинг развития способности к самопознанию и уверенности в себе

Используется информация о средствах самопознания, саморазвития, материалы для проведения тренинга (И.В. Дубровина, 1998)

Повышение представлений школьника о собственной значимости, ценности, укрепление чувства собственного достоинства

Тренинг развития мотивов межличностных отношений у подростков.

Используется информация о сущности и способах развития коммуникативных способностей, материалы для проведения тренинга (И.В. Дубровина, 1998)

 

Развитие мотивов, лежащих в основе межличностных отношений подростков, чувства эмпатии, ценности другого человека и самого себя

Диагности

ко-констати-

рующий этап

Повторная диагностика уровня развития жизнестойкости учащихся

Опросы, наблюдения, самонаблюдения, анализ результатов деятельности учащихся

Обработка данных тестирования с помощью методов математической статистики.

Составление отчета о проделанной работе  в рамках реализации программы

Обсуждение результатов повторной диагностики с учащимися и их родителями

Род.собрание, индивидуальные беседы

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Batman (07.01.2015)
Просмотров: 1145 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: