Вход Выход Воскресенье, 17.11.2019, 20:28

МКОУ Ново-Озернинская ООШ Кытмановского района Алтайского края реорганизовано путём присоединения к МБОУ Кытмановская СОШ№1.


             

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ ОЦЕНОК, ФОРМАХ И ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО

 

                         

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВО-ОЗЕРНИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

Согласовано                          Принято                                           Утверждаю:

Управляющий совет             педагогическим советом                директор МКОУ Ново- протокол №5                               протокол №6                               Озернинская ООШ

от «29» 08.2014г                        от «29» 08.2014г                          _________Р.Н.Ромнова

                                                                                                            приказ №15

                                                                                                            от «9 » 08. 2014г

 

                                   

 

    ПОЛОЖЕНИЕ

О СИСТЕМЕ ОЦЕНОК, ФОРМАХ И ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ФГОС НОО

 

Пояснительная записка

            Настоящее положение определяет основы организации  оценки знаний, универсальных учебных действий, формы и порядок промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО)  и является обязательным. Цель создания положения заключается в разъяснении принципов и  особенностей организации оценки, форм и порядка промежуточной аттестации  обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО.

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение устанавливает систему оценок, формы и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования МКОУ Ново-Озернинская ООШ.

1.2. Настоящее положение разработано на основе следующих нормативных документов:

- Закона РФ «Об образовании» от 10.06.1992 года № 3266-1 (ст.15, п.3) с последующими редакциями;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (п.1.6., ч.2 п.13, п.19.9);

- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.2. 2821 - 10, утвержденных постановлением № 189 главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г.;

- Методического письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998 года № 1561/14-15«Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»;

- Устава школы.

1.3. Настоящее Положение принимается педагогическим советом школы, имеющим право вносить свои изменения, дополнения и утверждается приказом директора школы. Настоящее положение обязательно для обучающихся и педагогических работников школы.

1.4. Настоящее положение призвано обеспечить объективную оценку знаний каждого обучающегося в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования,  поддерживать в школе демократические начала в организации учебного процесса.

Промежуточная аттестация – форма контроля, определяющая успешность обучения в течение всего учебного года и подведение итогов за контролируемый период (урок, серия уроков по теме, четверть, полугодие, год) в виде стартового, текущего, рубежного, годового контроля предметных знаний, умений и навыков обучающихся и  метапредметных результатов.

Метапредметные результаты включают совокупность регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Основной формой оценки метапредметных результатов является интегрированная (комплексная) контрольная работа. Контроль и оценка метапредметных  результатов предусматривают выявление индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся.

Оценка личностных результатов  обучающихся начальной школы  осуществляется только в ходе внешних  мониторинговых процедур или по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации Учреждения) при согласии родителей (законных представителей).

1.4.Основными принципами системы оценивания, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся являются:

  • критериальность, основанная на сформулированных  в ФГОС НОО   

требованиях к оценке планируемых результатов. Критерии    

вырабатываются на уроке учителем совместно с обучающимися, ими   

являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку,

универсальные учебные действия.

  • уровневый характер  оценки, заключающийся в разработке средств контроля  с учётом  базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов.
  • суммативность оценки, фиксирующая возможность суммирования результатов.
  • приоритетность  самооценки  обучающегося, которая должна предшествовать оценке учителя. Для формирования адекватной самооценки может применяться сравнение двух самооценок учащихся – прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы).
  • гибкость и вариативность форм и процедур оценивания образовательных результатов.
  • адресное информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о целях, содержании, формах и методах оценки.

1.5. Контроль осуществляется через следующие виды промежуточной аттестации (Приложение 1 «Виды промежуточной аттестации».):

- стартовая; имеет диагностические задачи и осуществляется в начале учебного года, начиная со второго года обучения (с первого - при наличии в ОУ психолога). Цель:  зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия,  связанные с предстоящей деятельностью;

- текущая; осуществляется поурочно. Цель: контроль предметных знаний и универсальных учебных действий по результатам урока;

- рубежная (тематическая, четвертная, полугодовая); осуществляется по итогам изучения темы, раздела, курса, четверти. Цель:  контроль предметных знаний и метапредметных результатов темы, раздела, курса, четверти.

- итоговая проверочная работа; предполагает комплексную проверку образовательных результатов,   в том числе и метапредметных,   в конце учебного года.

1.6. Основными функциями оценки являются:

- мотивационная – поощряет образовательную деятельность ученика и

 стимулирует ее продолжение;

 - диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных результатов ученика;

- воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности школьника;

- информационная – свидетельствует о степени успешности ученика в достижении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей, личностных образовательных приращениях.

2. Контроль и оценка  планируемых результатов обучения.

2.1.Основным показателем развития обучающихся является уровень сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов. Метапредметные результаты включают совокупность регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

На персонифицированную итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности продолжения обучения на следующей ступени общего образования, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.

 Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образованияв полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Их оценка осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований.

 

2.2. Динамика обучения и развития учащихся фиксируется учителем совместно с классным руководителем и школьным психологом (при наличии) на основе итоговых контрольных работ, диагностических заданий, проводимых в конце учебного года.

2.3. Контроль и оценка планируемых результатов   предусматривает выявление индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся.

2.4. Критериями контроля являются  требования к  планируемым результатам стандарта, целевые установки по курсу, разделу, теме, уроку.

2.5. Объектами контроля являются знания, умения, навыки, универсальные учебные действия.

2.6. Для  оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга:

  • стартовые  диагностические  работы на начало учебного года
  • проверочные письменные и устные работы
  • интегрированные контрольные работы
  • тематические проверочные (контрольные) работы;
  • проекты
  • практические работы
  • творческие работы
  • диагностические задания
  • самоанализ и самооценка

 2.7.Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения. Стартовые работы проводятся, начиная со второго года обучения ( с первого — при наличии в ОУ психолога). Результаты стартовой работы фиксируются учителем в специальной тетради для учёта в работе, оценка результатов в классном журнале не фиксируется  и не учитываются при выставлении оценки за четверть. Материалы стартовых диагностик включаются в состав   портфолио обучающегося.

 2.8.Диагностическая  (контрольная) работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей темы. Результаты проверочной работы  заносятся учителем  в классный журнал и учитываются при выставлении оценки  за четверть.

2.9.Проверочные   письменные и устные работы проводятся в конце четверти и включают проверку сформированности предметных результатов. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

2.10. Проекты  разрабатываются и защищаются учащимися  по одному или нескольким предметам. Количество обязательных проектов в каждом классе-1.Оценка за проект выставляется в журнал.

2.11.  Практические работы выполняются в соответствии с учебно-тематическим планом. Количество оцениваемых практических работ:3-4. При выполнении практической работы в процессе изучения темы могут оцениваться лишь некоторые критерии её выполнения.

2.12. Творческие работы выполняются в соответствии с учебно - тематическим планом. Количество творческих работ по каждому предмету определено в рабочей программе  учителя. Оценки выставляются в журнал.

2.13. Итоговые  проверочные  работы проводятся по математике  и русскому языку в конце апреля – начале мая и  включают требования  ключевых тем учебного периода. Результаты проверки фиксируются учителем  в классном журнале и учитываются при выставлении оценки за год.

2.14. Интегрированная контрольная работа проводится в конце учебного года и проверяет  уровень сформированности у обучающегося универсальных учебных действий. Оценка за интегрированную контрольную работу фиксируется учителем в классном журнале и учитывается при выставлении оценки за год.

3. Порядок  промежуточной  аттестации обучающихся.

3.1. Содержанием промежуточной годовой аттестации являются две проверочные контрольные работы:  по математике и русскому языку и одна интегрированная контрольная работа.

3.2. Мониторинг сформированности личностных результатов проводится в  мае руководителем учреждения (директором, заместителем директора или школьным психологом) и    имеет не персонифицированный характер.

3.3. В первом классе текущие оценки осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе,  «волшебных линеечек», «лесенок успеха», «значков. Использование данных форм оценивания  осуществляется в  соответствии с методическим письмом Министерства образования от 03.06.2003 № 13-51-120/13        «О системе оценивания учебных достижений  младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях».

Со второго класса используется  текущая оценка в виде отметок «5», «4», «3», «2» и текущая   оценка  в форме  словесных качественных оценок  на критериальной основе.

Текущая оценка по результатам урока в виде отметки выставляется в журнал и учитывается при оценивании за четверть.  Использование данных форм оценивания  осуществляется в  соответствии с методическим письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15.

 3.4. Оценки за диагностические проверочные (контрольные)  работы, за стандартизированные контрольные работы по итогам четверти, проекты, творческие работы,  практические работы выставляются в журнал в виде отметок «5», «4», «3», «2» (в зависимости  от процента, который высчитывается от  максимального балла выполнения контрольной работы.

 3.5.Количество  диагностических, проектных работ и итоговых работ установлено по каждому предмету в  соответствии с рекомендациями к программам учебно- методического комплекта, по которому работает школа. (Приложение 2 «Примерное количество диагностических, творческих, итоговых контрольных работ и проектов по годам обучения»)

4.  Оценочные шкалы.

4.1.Успешность освоения учебных программ обучающихся 2-4 классов  оценивается в форме бальной отметки «5», «4», «3», «2». В личном деле выставляется  отметка по пятибалльной шкале. Перевод в пятибалльную шкалу  осуществляется по соответствующей схеме.

Качество освоения программы

Уровень достижений

Отметка в 5 балльной шкале

90-100%

высокий

«5»

66 -89%

повышенный

«4»

50 -65 %

средний

«3»

меньше 50%

ниже среднего

«2»

 

4.2.В журнале ставится  отметка в пятибалльной шкале.

По итогам четверти, начиная со второго класса,  в журнал выставляется отметка в пятибалльной шкале, в зависимости от процента  освоения образовательной программы. Он вычисляется, исходя из нахождения среднего  значения результатов выполнения тематических, творческих  и итоговых работ.    

Итоговая оценка выставляется по пятибалльной шкале в журнал.

4.3. Успешность усвоения  программ  первоклассниками характеризуется качественной оценкой на основе листа образовательных достижений, включающего совокупность критериев освоения программы первого класса. Качественная оценка  выражается  оценкой «зачтено». Учитель составляет письменную характеристику образовательных достижений первоклассника в соответствии с листом оценки (Приложение 3)

4.4. Качественная характеристика знаний, умений и универсальных учебных действий   составляется на основе "портфолио" ученика, его рефлексивной самооценки.

Требования к ведению портфолио обучающегося  в Приложении 4.

5. Критерии и нормы оценки предметных знаний и универсальных учебных действий обучающихся

5.1.Характеристика цифровой отметки

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочёта; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения: наличие 2–3 ошибок или 4–6 недочётов по текущему учебному материалу; не более двух ошибок или четырех недочётов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе: не более 4–6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3–5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; более 5 ошибок или 8 недочётов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений.

5.2. Осуществление контроля учебной деятельности по русскому языку

5.2.1. Контроль над уровнем достижений обучающихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчётом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила, при наличии в тексте таких слов они заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения. В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т. п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2–8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Грамматический разбор – средство проверки степени понимания обучающихся изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более двух видов грамматического разбора. Хорошо успевающим обучающимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.

Изложение (обучающее) проверяет процесс формирования навыка письменной речи; умение понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила русского языка. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с чёткой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т. п.

Тестовые задания – форма проверки умения использовать знания в нестандартных учебных ситуациях.

5.2.2.Ошибки и недочёты, влияющие на снижение отметки

В основе данного оценивания лежат следующие показатели – правильность выполнения и объём выполненного задания.

Ошибки:

-нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в слова;

-неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

-отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения) и заглавной буквы в начале предложения;

-на изученные правила по орфографии;

-существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

-отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отражённых в авторском тексте;

-употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочёты:

-отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

-отсутствие красной строки;

-неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;

-незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

При оценивании контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал обучающийся, не влияют на отметку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы не должно влиять на отметку. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык, а также количество и характер ошибок. Например, ошибка, допущенная по невнимательности, в меньшей мере влияет на отметку, нежели ошибки на изученные орфограммы. При оценивании изложения необходимо отметить полноту передачи основного содержания текста, наличие пропусков существенных моментов в тексте, искажение при передаче авторского замысла, отсутствие главной части повествования.

5.2.3.Оценивание письменных работ по русскому языку

Диктант:

«5» – за работу, в которой нет ошибок;

«4» – за работу, в которой допущены 1–2 ошибки;

«3» – за работу, в которой допущены 3–5 ошибок;

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Примечание. Ошибка, дважды допущенная в одном и том же слове, считается как одна, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах, считаются как две.

Грамматическое задание:

«5» – нет ошибок;

«4» – правильно выполнено не менее 3/4 заданий;

«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий;

«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Контрольное списывание:

«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений;

«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1–2 исправления;

«3» – за работу, в которой допущены 2–3 ошибки;

«2» – за работу, в которой допущено более 4 ошибок.

Словарный диктант:

«5» – без ошибок;

«4» – 1 ошибка и 1 исправление;

«3» – 2 ошибки и 1 исправление;

«2» – 3–5 ошибок.

Тест:

«5» – верно выполнено более 3/4 заданий;

«4» – верно выполнено 3/4 заданий;

«3» – верно выполнена 1/2 заданий;

«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.

Изложение:

«5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущены 1–2 исправления;

«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки, 1–2 исправления;

«3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибок и 1–2 исправления;

«2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и прочее, нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.

Сочинение:

«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущены 1–2 исправления;

«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки, 1–2 исправления;

«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, от 3 до 6 орфографических ошибок и 1–2 исправления;

«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и прочее, нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, от 3 до 5 исправлений.

Примечание. Учитывая, что работа в начальной школе имеет обучающий характер, неудовлетворительные отметки выставляются только за контрольные изложения. За работы по развитию речи выставляются: во 2 - 4 классах - две отметки (первая - за содержание, вторая – за грамотность).

5.3.Осуществление контроля учебной деятельности по литературному чтению

5.3.1Чтение и читательская деятельность

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

-навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);

-умение правильно и выразительно читать текст, пересказывать его. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного языка. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста;

-чтение наизусть стихотворения, прозаическое произведение.

Кроме сформированности читательских умений, контролируется и собственно читательская деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т. п.).

С учётом особенностей уровня сформированности навыка чтения ставятся следующие задачи контролирующей деятельности и ориентировочный темп чтения количества слов в минуту:

-в 1 классе - проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимание значения отдельных слов и предложений;

-во 2 классе - проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года);

-в 3 классе - наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются: достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений;

-в 4 классе - проверяется сформированность умения читать целыми словосочетаниями и предложениями; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту (про себя); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и неподготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

5.3.2. Виды контроля по чтению

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть и с листа.

Текущий контроль осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением, целесообразно использовать и тестовые задания.

Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки выбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчёт количества слов (предлоги считать). Для проверки понимания текста после чтения учитель задает вопросы.

Проверка сформированности навыка чтения про себя проводится фронтально или группами.

5.3.3.Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценок.

Ошибки:

-искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

неправильная постановка ударений (более 2);

-чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;

-непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

-неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

-нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

-монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочёты:

-не более двух неправильных ударений;

-отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;

-осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное время;

-неточности при формулировке основной мысли произведения;

-нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Нормы отметок по сформированности читательских умений со­ответствуют общепринятым.

5.4.Осуществление контроля учебной деятельности по математике

5.4.1. Виды контроля по математике

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже 1 раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определённого умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).

Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы; приёмы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.

Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности обучающихся подбираются несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.

Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, пример, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу. При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учётом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

В основе оценивания письменных работ по математике лежат следующие показатели: правильность выполнения и объём выполненного задания.

5.4.2.Ошибки, влияющие на снижение отметки:

-незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;

-неправильный выбор действий, операций;

-пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;

-несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;

-несоответствие выполненных измерений и построений заданным параметрам.

5.4.3. Недочёты:

-неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);

-ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок (учителям следует обратить особое внимание на работу над математической терминологией - знание терминов и правильное их написание - поскольку в основной школе орфографическая ошибка, допущенная при написании математического термина, считается не недочётом, а ошибкой);

-неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;

-отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа. Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше. За грамматические ошибки, допущенные в ходе выполнения контрольной работы, отметка не снижается.

5.4.4. Нормы оценивания работ по математике

Контрольная работа, направленная на проверку вычислительных умений.

«5» - без ошибок и недочётов;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Контрольная работа, направленная на проверку умения решать задачи.

«5» - без ошибок и недочетов;

«4» - 1 ошибка; 1 ошибка и 1 недочет; 2 недочета;

«3» - 2-3 ошибки (более половины работы выполнено верно);

«2» - более 3 ошибок.

Комбинированная контрольная работа.

«5» - без ошибок и недочётов;

«4» -1-2 ошибки, но не в задаче;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - более 4 ошибок.

5.5.Осуществление контроля учебной деятельности по окружающему миру(естествознание и обществознание)

5.5.1. Основная цель контроля проверка знания фактов учебного материала, умения обучающихся делать простейшие выводы, высказывать обобщённые суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

5.5.2.Особенности организации контроля по «Окружающему миру» для оценивания знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые требуют развёрнутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

5.5.3. Виды контроля.

- Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют обучающиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые обучающиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т. п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т. п.

- Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Выделяются следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание

Обучающийся даёт последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительного оценивания заслуживает желание обучающегося отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение

Проверяет умение обучающегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретённые знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. д. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественнонаучного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками - заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняющие схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. д. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные; что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Нормы оценок за все виды проверочных работ по предметам образовательной области «Окружающий мир» соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

5.5.4.Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение отметки

Ошибки:

- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

-неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

-ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

-незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

-отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

- неумение ориентироваться на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочёты:

- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

-неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

- неточности при нахождении объекта на карте.

5.6.Осуществление контроля учебной деятельности по музыке

5.6.1. Диагностика музыкального обучения

Диагностикой музыкального обучения является определение результатов дидактического процесса в условиях урока музыки. Как и в общей педагогике, в музыкальном обучении различают две формы диагностики - диагностирование обученности (своевременное выявление, оценивание и анализ продуктивности деятельности детей на уроках музыки) и диагностирование обучаемости (определение тенденции и динамики развития музыкальных способностей и творческих возможностей детей).

Необходимой составной частью диагностирования являются контроль и оценивание знаний и умений обучающихся. Основная дидактическая функция контроля заключается в обеспечении обратной связи между учителем и обучающимися, в получении информации о степени усвоения учебного материала - уровне и качестве обученности. Результат проверки - оценка - фиксируется учителем в классных журналах и дневниках обучающихся в виде отметок.

Оценивать следует все виды музыкальной деятельности обучающихся на уроке. Учитель может поставить две оценки - одну за слушание музыки, другую за пение. А может поставить одну общую. Наряду с текущим учётом, проводимым на каждом уроке, различают итоговый учёт в конце каждой четверти и всего учебного года. Данные текущего и итогового учёта позволяют проследить динамику музыкального развития детей.

5.6.2.Критерии и нормы оценивания работ по музыке

5.6.2.1.Критерии оценки: объективность, систематичность, гласность.

5.6.2.2.Оценивание работы на уроке музыки:

«5» — соответствие трём критериям либо первым двум:

проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё; высказывания о прослушанном или исполненном произведении; активные усилия школьников, обнаруженные в ходе поисковых ситуаций, и умение пользоваться, прежде всего, ключевыми знаниями в процессе восприятия музыки; рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

«4» — соответствие двум или одному критерию;

«3» — отсутствие соответствия данным критериям.

«2» — недопустима, так как она может погасить интерес ребёнка и соответственно его потребность в красоте и доброте.



Источник: http://silnay.ucoz.ru
Категория: Мои статьи | Добавил: Batman (29.03.2015)
Просмотров: 303 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: